Под общей редакцией А.И. Никитина и М.Б. Аншиной издательством «Медиа Сфера» Москва была выпущена в конце 2011 года интересная и познавательная книга:
Книга рассказывает об этапах становления вспомогательной репродуктологии в России, о сложном пути, который прошли люди, стоявшие у истоков этой технологии. Изложение истории ЭКО представлено в виде небольших описаний событий, связанных со становлением ВРТ в нашей стране, от лица уважаемых специалистов, ученых, принявших наиболее значимое участие в развитии этого направления науки и внедрении результатов научных разработок ВРТ в жизнь.
Предлагаем ознакомиться с небольшой выдержкой из очередной главы рассматриваемой публикации. В этом отрывке Анатолий Илларионович Никитин представил динамику развития вспомогательных репродуктивных технологий с момента 90-х годов до настоящего периода, дал краткий анализ методов вспомогательной репродукции и вместе с Аншиной Маргаритой Вениаминовной – вице-президентом Российской Ассоциации Репродукции Человека – коснулся темы эволюции появления центров ВРТ в России.
С середины 90-х годов в России стали создаваться новые центры ВРТ. Они организовывались уже на основе имеющегося опыта российских групп первопроходцев, а также в результате знакомства с достижениями зарубежных коллег. В эти годы появилась возможность не только чиновникам от медицины и «избранным» личностям, но и практическим врачам и научным сотрудникам участвовать в международных конференциях, приглашать в Россию иностранных специалистов для обмена опытом, а также стажироваться в западных центрах. В результате все новейшие нововведения довольно быстро, в отличие от предыдущих десятилетий, стали доступны отечественным репродуктологам и быстро внедрялись в практику.
Кроме непосредственно ЭКО и искусственной инсеминации, появились новые (впрочем, являющиеся одновременно хорошо забытыми стары¬ми) варианты искусственного оплодотворения — перенос в маточные трубы гамет (ооцитов и сперматозоидов) — метод GIFT, а также оплодотворившихся яйцеклеток — зигот (ZIFT). Здесь следует упомянуть и IVM — созревание in vitro, с которого начинали группы отечественных первопроходцев, однако не использовавшие полученные таким образом эмбрионы для переноса.
Стала внедряться в работу отдельных групп криоконсервация половых клеток и эмбрионов человека. Первоначально использовавшийся метод медленного замораживания сменился методом витрификации. Это достижения способствовали использованию донорских гамет и эмбрионов при некоторых формах бесплодия, а также для переносов криоконсервирован-ных эмбрионов в последующих циклах ЭКО. Криоконсервация эмбрионов явилась также удобным способом «сохранения» эмбрионов при отмене процедуры, например при тяжелых формах гиперстимуляции и планировании переноса в следующих циклах.
Искусственная инсеминация спермой донора уже давно используется при инфертильности мужа, обусловленной низкими показателями концентрации и подвижности сперматозоидов (азоо- и аспермия), анатомически¬ми изменениями полового тракта (стриктуры, недоразвитие и др.), импотенцией и т.п. Еще одним показанием к ИСД является наличие у мужчины генетического дефекта. Донорство ооцитов стало использоваться при недостаточности и отсутствии овариальной функции, в том числе в случаях преждевременного истощения яичников, носительства дефектного гена у матери, дисгенезии гонад и др.
Одним из методов вспомогательной репродукции, набирающим все большую популярность, стало также так называемое «суррогатное материнство». Применение способа, когда эмбрион имплантируется в матку «приемной матери», целесообразно в случаях, когда у «генетической» матери отсутствует матка, или в ней имеются пороки развития, анатомические дефекты, или по медицинским показаниям женщине противопоказано вынашивание беременности, но при этом имеются функционирующие яичники.
Оплодотворение in vitro извлеченных из них яйцеклеток сперматозоидами мужа обеспечивает формирование «генетически родного» для данной пары эмбриона, который и переносят в матку суррогатной матери. В настоящее время таким способом зачаты и рождены в нашей стране сотни детей, хотя дискуссии об этических проблемах суррогатного материнства продолжаются до сих пор.
В конце 90-х годов прошлого века в ряде центров было приобретено оборудование для микроманипуляций с половыми клетками и эмбрионами, освоен метод ИКСИ — интрацитоплазматическая инъекция сперматозоидов в яйцеклетку. В случаях, когда в эякуляте отсутствуют сперматозоиды (азооспермия), стали использоваться хирургические приемы их получения из придатка яичка или непосредственно из яичка путем пункции или биопсии (MESA, PESA, TESA). Большую помощь в освоении этих методик оказал российским репродуктологам Ю.С. Берлинский, репродуктолог и генетик, директор Чикагского института репродукции и генетики, ставший создателем ряда российских центров. Организованный им совместно с российскими специалистами российско-американский центр репродукции в Сочи надолго стал учебно-методическим центром пропаганды методов вспомогательной репродукции в России.
Большого прогресса за это время достигла техника культивирования половых клеток и эмбрионов. Это происходило в основном за счет разработки новых культуральных сред, которые предназначались уже для отдельных этапов эмбриологического протокола и отдельных стадий оплодотворения и развития эмбрионов вне организма. Благодаря техническому прогрессу в наших руках оказалось новое поколение приборов для культивирования половых клеток и эмбрионов — многокамерные и мультигазовые инкубаторы, системы контроля содержания С02 и 02, рН и т.п. Учебно-методические базы по практической репродуктологии сформировались в это время и в других центрах РФ.
Прежде всего — в лаборатории «персонализации» овариальной стимуляции, создания протоколов, учитывающих особенности конституции и возраста пациентки, патологию, вызвавшую бесплодие, предыдущую историю лечения, гормональный статус и т.п. Российские репродуктологи активно разрабатывали и собственные подходы к оптимизации методов овариальной стимуляции, в частности, преодоление бедного ответа на стимуляцию. Как и на Западе, в России для снижения числа многоплодных беременностей после ЭКО шло постепенное снижение количества переносимых эмбрионов, сначала до 4—3, затем до 3—2 и, наконец, 2—1. Золотой стандарт, к которому все мы стремимся, — перенос 1 эмбриона, позволяющий практически исключить многоплодные беременности, с которыми связана большая часть осложнений родов и патологии новорожденных.
На конференциях РАРЧ, которые ежегодно происходят в разных регионах страны от Санкт-Петербурга и Москвы до Иркутска, а также на региональных конференциях в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и других городах доклады российских репродуктологов не уступают по научному уровню докладам наших зарубежных коллег...
Никитин Анатолий Илларионович
Директор по научной работе. Доктор медицинских наук, профессор. Основатель БИРЧ